Средство от дураков
...которое мы потеряли, или
О пользе каллиграфии
Как-то раз мне посчастливилось посетить мастер-класс по древнерусской каллиграфии. Я узнала о важной традиции, которую наш народ пестовал столетиями, а теперь утратил. И о том, что каллиграфия — не просто искусство. Это процесс, чрезвычайно важный для воспитания и здоровья детей. Полезный (нужный!) даже взрослым. Особенно в наше время.
Так вот, в историческом музее Благовещенского Собора Казанского Кремля по воскресеньям преподают древнерусскую каллиграфию. На исходе второго часа каждый ученик может написать свое имя древнерусской вязью.

Да, это сложно. Утомительно. Требует терпения, сосредоточения, времени. Нужно держать особую позу — даже неправильная постановка ног влияет на качество линий. Да что там ноги: нужно правильно дышать! И даже мыслить по-особому: чисто.
Будучи лицеистом, А. С. Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю (примерно 2,5 часа в день). Вообще, до Революции 1917 г. каллиграфия была одним из основных предметов в лицеях и церковно-приходских школах (после ее посчитали буржуазной и убрали из школьной программы, заменив на чистописание).
В России XIX в. каллиграфию называли «лекарством для души и тела», «гимнастикой для ума» и — внимание — «лучшим средством от дураков». В Киево-Печерской лавре существовало правило: каждый монах после трудовых послушаний должен был заниматься искусством переписывания. И в первую очередь не для общего дела, а для души.

Как проницательны были наши предки!

Сегодня ученые сравнивают упражнения в каллиграфии с гимнастикой цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы» (каллиграфы действительно пишут «всем телом»): «Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение, восстанавливает дыхание.»

Доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу говорит, что студенты, изучающие каллиграфию, обладают лучшей памятью и быстрее других усваивают информацию.
Каллиграфия как лекарство

Современные медицинские исследования доказывают, что каллиграфия — действительно лекарство, способное снижать кровяное давление, уменьшать мускульное напряжение и замедлять пульс.

Каллиграфическое письмо способно улучшать состояние пациентов с аутизмом, синдромом нарушенного внимания и гиперактивностью. У детей с умственной отсталостью развивается способность к логическому мышлению. У пациентов с болезнью Альцгеймера улучшается концентрация, ориентация в пространстве и координация движений. Методику успешно применили при гипертонии и диабете, шизофрении, депрессии и неврозах.

Вот интересный факт. 40 лет назад крупнейшая японская компания запустила в разных странах эксперимент, чтобы найти методики для подготовки специалистов в области инновационных технологий. Он длился более 10 лет. Результаты потрясли. «Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести ее с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах». Так и поступили. Ввели даже в детских садах.

Поза при занятиями каллиграфией
Важно не только прямо сидеть, но и правильно дышать!
А что же в России сейчас?

В 1968 году произошло то, что некоторые исследователи называет «национальной катастрофой» — на смену металлическому перу пришла шариковая ручка.

Известный российский ученый, врач, педагог В. Ф. Базарный делится интересными выводами, которые он получил, сравнивания письмо шариковой ручкой с перьевым письмом.

Вот что он пишет: «В процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики». Владимир Филиппович говорит о том, что письмо шариковой ручкой приводит не только к утомлению, но и к нарушению осанки.

«Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии», — говорит преподаватель Института им. Репина, член Союза художников России Пётр Чобитько (один из самых заметных русских деятелей, выступающих за возрождение каллиграфии в России в наше время).
Но не все так плохо. Многие родители знают, что в России есть школы, где дети уже в начальных классах пишут пером — такие школы работают по программе «Русская Классическая Школа». Писать пером и обучаться каллиграфии можно и дома — в интернете есть не только обучающие видео, но и готовые прописи.
Мне так захотелось поделиться с вами, чему я научилась на мастер-классе, что я предложила преподавателю записать курс по русской вязи. К моей радости, он согласился! Вы можете начать самостоятельное изучение древнерусской каллиграфии прямо сейчас либо присоединиться к новому потоку и учиться в группе с 29 марта. Присоединяйтесь!